Следственные действия в отношении иностранных граждан не обладающих дипломатическим иммунитетом

Особенности производства следственных действий с участием иностранных граждан

дипломная работа

УПК РФ содержит понятие «право дипломатической неприкосновенности» (ч.2 ст. 3), т. е. право дипломатических (консульских) представителей на охрану их личности, помещений, архивов, переписки и почты от принудительных действий административных и иных органов пребывания: дипломатические (консульские) представители не подлежат аресту или задержанию в какой-либо форме; их резиденция, жилище, служебные помещения, салоны личных, служебных автомашин не подлежат обыску, осмотру, выемке, изъятию чего-либо; архивы, почта и переписка не могут быть вскрыты или задержаны; они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия дать такие показания не обязаны являться для этого в следственные или судебные органы.

Иммунитетом от уголовной юрисдикции России обладают следующие группы иностранных граждан:

1) сотрудники дипломатических представительств:

а) дипломатический персонал и проживающие с ним члены семей, не являющиеся российскими гражданами;

б) сотрудники административно-технического персонала и проживающие с ними члены их семей, если ни те, ни другие не являются российскими гражданами;

в) сотрудники обслуживающего персонала, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;

г) дипломатические курьеры;

д) домашние работники- лица, состоящие исключительно на частной службе у дипломатов;

2) консульские сотрудники:

а) руководители консульства;

б) консульские должностные лица;

в) административные и технические сотрудники консульства (в том числе шофер, садовник и т. п.), не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;

3) члены персонала дипломатических представительств в других странах, члены их семей и дипломатические курьеры, следующие транзитом через Россию;

4) сотрудники парламентских и правительственных иностранных делегаций и члены их семей, приезжающие в Россию с официальными функциями или следующие через Россию транзитом;

5) сотрудники международных межправительственных организаций.

Вышеперечисленные лица в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции России, кроме некоторых гражданско-правовых исков, предусмотренных ст. 31 Венской конвенции. Девятьяров М.В. Особенности расследования преступлений, совершенных в расположении дипломатических представительств и учреждений // Рос. следователь. — 2007. — № 7.

С учетом изложенных правил уголовно-процессуальное законодательство России устанавливает порядок, согласно которому в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся только по их просьбе или с их согласия. Согласие на проведение этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел.

Если лицо, обладающее иммунитетом от юрисдикции России, заявляет о преступлении, это не следует рассматривать как просьбу или согласие на проведение с его участием всех необходимых следственных действий, тем более если такое заявление носит устный характер. Подобная просьба или согласие должны быть выражены в письменном виде, о чем следователь обязан поставить в известность через руководство органов внутренних дел или прокуратуры соответствующее учреждение МИДа. При отсутствии такой просьбы или согласия, если расследование не терпит отлагательства, необходимо провести неотложные следственные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета, без участия данного иностранного гражданина, что отметить в протоколе, указав причину. Рекомендуется в исключительных случаях, при совершении дипломатом тяжкого преступления, когда интересы следствия требуют проведения неотложных действий (изъятия орудий преступления, судебно-медицинского освидетельствования виновного и т. п.), немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИДа, а через него — представителя соответствующего посольства или консульства. Соболев И.Д. Международное право в системе административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации // Журн. рос. права. — 2007. — № 3. — С. 140

Вопрос о дальнейших следственных действиях решается после прибытия сотрудников посольства или консульства, и если они правомочны просить о проведении таких действий или давать на них согласие, то в соответствующем протоколе об этом делается отметка, которая подтверждается подписями присутствующих лиц с указанием их должности и документов, удостоверяющих личность.

Следует иметь в виду, что некоторые категории иностранных граждан из числа перечисленных обладают иммунитетом лишь в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей. Это сотрудники обслуживающего персонала дипломатического представительства, административно-технического и обслуживающего персонала консульств и некоторые другие. Поэтому, если возникает необходимость выяснить, совершено ли преступное посягательство при исполнении им служебных обязанностей, в МИД направляется письменный запрос, где излагаются данные об иностранце и обстоятельства преступления.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в качестве туристов или для участия в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах и т. п., а также участники научных конференций, симпозиумов, аспиранты, студенты, практиканты, сотрудники иностранных банков, фирм, предприятий, специалисты и рабочие по договорам не пользуются никакими привилегиями и иммунитетом от российской юрисдикции. Они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в России, и обладают уголовно-процессуальными правами и обязанностями наравне с российскими гражданами.

В ст. 33 УПК установлено принципиальное положение: судопроизводство по делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведется на территории Российской Федерации в общем порядке.

Право иммунитета от уголовной ответственности не является пожизненным. Государство может лишить лицо этого иммунитета и дать согласие на привлечение его к уголовной ответственности, которое получают по дипломатическим каналам.

В настоящее время категории иностранных граждан, обладающих привилегиями и иммунитетами, указаны в различных актах, среди которых основное место занимает Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (1966 год). Курбанова Е.М. Некоторые особенности расследования уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. — 2008. — Вып. 8 (36). — С. 341-342.

>

В правовой литературе различают:

1) дипломатические иммунитеты и привилегии представительства. К ним относятся неприкосновенность помещений, средств передвижения, имущества, архивов, документов и официальной переписки; свобода сношений со своим правительством, консульскими представительствами своей страны и т. п. Резиденция, жилые и служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин пользуются иммунитетом от осмотров, обыска, выемки, изъятия и иных исполнительных мер; архивы, почта, переписка не подлежат вскрытию и задержанию.

Под помещениями представительства понимают здание или часть здания, используемые для целей дипломатического представительства, независимо от того, принадлежат ли они представительству или арендуются им, включая участок земли, в том числе двор, сад, если таковые имеются;

2) личные иммунитеты и привилегии. К ним наряду с иммунитетом от уголовной юрисдикции относят личную неприкосновенность, неприкосновенность частной резиденции и жилых помещений, свидетельский иммунитет. Представители дипломатических и консульских представительств не обязаны являться в следственные и судебные органы.

Наличие дипломатической неприкосновенности исключает обычный порядок судопроизводства. В соответствии со ст. 33 УПК в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел России.

Эти положения установлены в соответствии с международно-правовыми актами, в частности Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года.

В некоторых случаях уголовно-процессуальный закон устанавливает дополнительные гарантии. В частности, выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться не только по их просьбе или с согласия дипломатического представителя, но и в присутствии прокурора и представителя Министерства иностранных дел России (ст. 173 УПК). Следственная практика распространила это требование также на производство осмотра.

Иностранные граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом, несут равную с российскими гражданами уголовную ответственность, обладают равными с ними уголовно-процессуальными правами и несут равные обязанности (ст. 33 УПК).

Независимо от статуса иностранных граждан производство по делу с их участием отличается серьезными особенностями. Батлер У.Ю. Производство по делам с участием иностранных лиц в международном процессуальном праве России и Белоруссии / У.Ю. Батлер, Н.Ю. Ерпылева // Гос-во и пpаво. — 2005. — № 7. — С. 31-32

Особенности производства в стадии возбуждения уголовного дела. При обращении иностранных граждан с заявлением о подготавливаемом или совершенном против них преступлении или обнаружении их на месте преступления прежде всего следует удостовериться в их личности. Следователь, лицо, производящее дознание, и другие сотрудники правоохранительных органов обязаны лично проверить документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, и отразить сведения, содержащиеся в документах, в соответствующих материалах. Личная проверка документов позволяет:

разрешить вопрос о возможности участия иностранного гражданина в процессуальных действиях;

определить не только сроки и режим, но и законность пребывания иностранного гражданина в России;

избежать ошибок в написании установочных и иных данных.

При этом следует иметь в виду, что документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является заграничный паспорт, который подразделяется на три вида: дипломатический, служебный и национальный (их называют еще общегражданскими). В них должна быть представлена въездная, выездная или транзитная виза. Иногда иностранным гражданам выдается специальный документ — въездная-выездная виза.

В подтверждение наличия дипломатического иммунитета иностранный гражданин должен предъявить дипломатическую карточку, выдаваемую протокольным отделом Министерства иностранных дел РФ.

При необходимости уточнения каких-либо сведений об иностранном гражданине, получения каких-либо консультаций и т. п. должностным лицам органов внутренних дел категорически запрещено непосредственное обращение в любой форме в представительство соответствующего иностранного государства.

Следователь и другие должностные лица, удостоверившись в личности иностранного гражданина, обязаны безотлагательно выяснить, на каком языке он будет делать заявления, давать разъяснения, объяснения и показания. Желание воспользоваться услугами переводчика или отказ от его услуг должны быть зафиксированы в документе первого процессуального действия, проведенного с участием иностранного гражданина. При необходимости безотлагательно принимаются меры к вызову переводчика, с тем чтобы процессуальные действия производились не только с участием иностранного гражданина, но и переводчика, в том числе и составление протокола заявления о преступлении (ст. 110 УПК).

При составлении протокола в порядке ст. 110 УПК иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом, об ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК) не предупреждается.

При совершении преступления иностранным гражданином, обладающим дипломатическим иммунитетом, в стадии возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК).

УДК 343.33

Р.Ш. Богаткина И.В. Садыкова

актуальные проблемы расследования уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом: теория и практика

В настоящей статье рассматриваются особенности участия иностранных граждан и лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, в качестве субъекта уголовного судопроизводства. Авторами исследуется процессуальный порядок производства допроса, возбуждения уголовного дела и проверки сообщения о преступлении с участием иностранных граждан.

Ключевые слова: иностранный гражданин, иммунитет дипломатического представителя, допрос как следственное действие, возбуждение уголовного дела, проверка сообщения о преступлении.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства .

Изучение материалов уголовных дел с участием иностранных граждан, и лиц без гражданства позволило нам сформулировать ряд теоретических и практических проблем, возникающих в сфере уголовного судопроизводства, а также представить собственный взгляд на их решение:

Допрашиваемые иностранные граждане, особенно туристы, в большинстве случаев не владеют русским языком, на котором осуществляется уголовное судопроизводство. В данном случае необходимость осуществления перевода с иностранного языка требует от должностного лица решения ряда дополнительных вопросов организационного, процессуального и тактического характера: выбора и приглашения пере-

водчика; процессуального оформления его участия; подготовки и сообщения переводчику перечня вопросов, подлежащих выяснению; составления протокола с учетом его перевода на иностранный язык; оценки переведенных ответов допрашиваемого.

Соблюдение требований закона об участии переводчика при возбуждении уголовного дела имеет не только процессуальное, но и тактическое значение. В процессе предварительного расследования иностранные граждане могут попытаться изменить первоначальные показания, ссылаясь на то, что плохо владеют русским языком и не в полной мере понимали существо задаваемых им ранее вопросов. Таким образом, необходимо привлечь переводчика первоначально при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Должностному лицу, осуществляющему предварительное расследование, необходимо также учитывать особенности психологического состояния иностранного гражданина, вовлеченного в уголовный процесс. В чужой стране, с учетом стрессовой ситуа-

ции, он может не совсем адекватно воспринимать происходящие события, ошибочно оценивать их, преувеличивать возникшие негативные последствия, а значит, представить неточные или искаженные показания.

Кратковременность пребывания большинства иностранных граждан — участников процесса в населенном пункте, в котором осуществляется производство по уголовному делу, их обязанность соблюдать правила передвижения по территории страны пребывания вынуждают следователя безотлагательно и в кратчайшие сроки выполнить все следственные действия с участием таких граждан (допросы, предъявление для опознания, очные ставки, осмотры принадлежащих им вещей, транспортных средств, назначение судебно-медицинских, товароведческих экспертиз и т.д.). При этом необходимо предъявлять повышенные требования к полноте и объективности таких следственных действий, поскольку повторное их производство будет связано с выездом иностранного гражданина, что может быть затруднительно или невозможно.

Необходимо учитывать, что во многих ситуациях по делам данной категории успешное расследование определяется тесным взаимодействием следственных органов двух или более государств, особенно при выезде иностранного гражданина с территории РФ до момента окончания предварительного расследования.

Значительная часть уголовных дел о преступлениях против личности и имущества иностранцев возбуждается по их устным обращениям в органы внутренних дел. Как показывает изучение практики, при оформлении таких обращений нередко допускаются ошибки процессуального характера. Это связано с тем, что письменные заявления составляются иностранными гражданами на родном языке без помощи переводчика. Безусловно, это противоречит действующему уголовно-процессуальному законодательству.

Так, при устном обращении иностранца о совершенном или готовящемся преступлении его заявление должно быть занесено в протокол, составленный лицом, принимающим заявление. Иностранец может

изложить свое заявление письменно и собственноручно, но только в том случае, если сам желает или согласен сделать это. Такое письменное заявление носит дополнительный или вспомогательный характер, так как оно не заменяет, а только дополняет то устное заявление, которое уже зафиксировано в протоколе, составленном соответствующими должностными лицами органа предварительного расследования. Недопустимыми также являются случаи, когда бланк устного заявления вручается иностранному гражданину, а ему предлагается заполнить этот бланк собственноручно. Подобные действия противоречат закону, в соответствии с которым протокол об устном сообщении (заявлении) должен составляться уполномоченным должностным лицом .

Таким образом, при оформлении заявления от иностранного гражданина о совершенном в отношении него преступлении обязательно участие переводчика. Составляя протокол заявления иностранного гражданина, следует тщательно и максимально полно выяснить и зафиксировать сведения о его личности. Помимо общих сведений, протокол устного заявления иностранного гражданина должен содержать и некоторые дополнительные сведения, а именно:

— национальность и гражданство заявителя;

— постоянное место жительства за границей и временное — в Российской Федерации;

— срок действия визы;

— постоянное место работы и должность за границей; временное место работы и должность (если таковые имеются в РФ).

В заявлении в обязательном порядке должны содержаться сведения о документах, которые удостоверяют личность иностранного гражданина, сведения о предполагаемом сроке его пребывания в России, а если заявитель — иностранный турист — сведения о маршруте поездки. Перечисленные данные необходимы для того, чтобы впоследствии иметь возможность пригласить иностранного гражданина для участия в следственных действиях, если он продолжит деловую или туристскую поездку по территории Российской Федерации; для разрешения вопросов, требующих обра-

щения в соответствующие учреждения и организации (государственные органы, дипломатические и консульские представительства и т.д.); для возможных обращений в судебно-следственные органы зарубежных государств в соответствии с договорами о правовой помощи и т.д.

Когда с заявлением обращается лично иностранный гражданин, обладающий правом дипломатической неприкосновенности (иммунитетом), в протоколе устного заявления должны быть отражены его просьба или согласие на производство процессуальных действий с его участием. При получении устного заявления от таких лиц они не могут предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, им могут быть разъяснены противоправность и наказуемость такого деяния по Уголовному кодексу Российской Федерации .

При возбуждении уголовного дела о преступлении, совершенном иностранцем или в отношении иностранца, помимо обычных вопросов, необходимо выяснить и ряд специфических:

— каковы правовые основания пребывания иностранца в России;

— каков его правовой статус (обладает ли иммунитетом);

— есть ли необходимость в информировании соответствующих органов и учреждений о факте возбуждения уголовного дела и если да, то как и кем это будет сделано;

— каким должно быть участие представителя МИД России или дипломатического или консульского представителя, переводчика и других лиц в этой стадии уголовного процесса.

О факте возбуждения уголовного дела с участием иностранца, а тем более в отношении иностранного гражданина необходимо уведомить соответствующее посольство и целесообразно сообщить прокурору. Проверка оснований и решение вопроса о возбуждении уголовного дела должны осуществляться в максимально сжатые сроки -как правило, в течение 3 суток.

Рассмотрим особенности производства следственных действий с участием иностранного гражданина на примере допроса.

Допросу иностранного гражданина также должны предшествовать тщательная подготовка, ее итогом должен стать письменный план допроса, содержащий следующие сведения:

— подлежащие выяснению в ходе допроса обстоятельства;

— источник получения информации о них (протоколы следственных действий — осмотра, обыска, следственного эксперимента, заключения экспертиз и т.д.);

— вопросы, которые следует задать допрашиваемому;

— дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные и изобличающие вопросы;

— тактические приемы допроса (предъявление доказательств, демонстрация возможностей следствия и т.д.).

Наиболее существенные вопросы необходимо заранее перевести на тот язык, на котором будут даваться показания.

Если в ходе допроса планируется в тактических целях предъявление ему для ознакомления тех или иных документов (протоколов следственных действий и т.п.), указанные документы также могут быть предварительно переведены.

Аналогичное требование и к вещественным доказательствам: целесообразно заранее осуществить перевод их наименований и обозначений, фрагментов протоколов осмотра и обыска, в ходе производства которых они были обнаружены.

В настоящее время лица, проживающие в странах бывшего СССР, могут не владеть языком своего места проживания. Это характерно для русскоязычного населения этих стран. В подобных случаях они выражают желание давать показания на русском языке, что должно быть отражено в протоколе допроса. При этом в начале допроса необходимо выяснить, какой вуз заканчивал иностранец (многие иностранцы либо учились в Советском Союзе, когда русский язык был общегосударственным, либо сдавали русский язык в качестве одного из предметов) и приложить копию диплома и выписку из него.

В случае, если следователь владеет языком, на котором желает давать показания иностранец, то нужно иметь в виду, что за-

кон не запрещает вести допрос на этом языке, если следователь владеет им свободно. Это, безусловно, значительно упрощает общение следователя с допрашиваемым, способствует установлению психологического контакта, доверительных отношений. Вместе с тем рекомендуется составлять на этом же языке протокол допроса, а впоследствии с помощью приглашенного переводчика перевести протокол на язык судопроизводства и приобщить независимый перевод к делу.

При допросе иностранца, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, необходимо учитывать, что переводчик не всегда может дословно передать показания допрашиваемого в виде свободного рассказа, поэтому целесообразно использовать форму «вопрос-ответ». Это обуславливает необходимость в тщательной подготовке содержания и последовательности вопросов к подозреваемому, обвиняемому.

Для установления психологического контакта с допрашиваемым следователю целесообразно иметь общее представление о правовой системе страны, гражданином которой является подозреваемый, обвиняемый, чтобы разъяснить иностранцу специфику его правового статуса. Кроме того, в ходе допроса иностранного гражданина недопустимо применение тактических приемов, основанных на незнании им российского законодательства, порядка судопроизводства, своего процессуального положения, принадлежащих ему прав.

При первом допросе обвиняемого-иностранца следователь разъясняет ему его права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ . Представляется целесообразным на первом же допросе вручить памятку о его процессуальных правах. В дальнейшем это исключит возможные конфликтные ситуации, вызванные незнанием иностранцем уголовного судопроизводства, своих прав.

В ходе допроса обвиняемого-иностранца, помимо уже упоминавшихся, подлежат выяснению следующие обстоятельства:

— установочные данные допрашиваемого лица, включая сведения о возрасте, гражданстве, семейном и имущественном положении, месте работы (учебы), а также

условия его жизни и воспитания (если обвиняемый несовершеннолетний);

— цель и срок пребывания иностранца на территории России;

— круг его знакомых и близких;

— поддерживает ли контакты с соответствующим национальным сообществом (диаспорой) в Российской Федерации;

— если преступление совершалось в группе — национальный состав группы, роль каждого участника группы, характер их действий во время совершения преступления, наличие у группы межрегиональных преступных связей;

— мотив совершения преступления, наличие обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность, и иные существенные обстоятельства.

Ситуация, когда обвиняемый иностранец полностью признает себя виновным в совершении инкриминируемого ему преступления и дает полные показания по существу содеянного, является наиболее благоприятной. Вместе с тем такая ситуация таит в себе опасность тактической ошибки, связанной с переоценкой значения «признательных» показаний обвиняемого, а потому также предполагает проведение следственных действий, которые помогли бы оценить их достоверность.

Следует иметь в виду, что сами по себе показания обвиняемого, не подтвержденные совокупностью других доказательств, собранных по делу, не могут рассматриваться как достаточное доказательство совершения этим лицом инкриминируемого ему преступления или преступлений.

Следователю необходимо максимально конкретизировать показания обвиняемого иностранца, акцентируя внимание на фактах и обстоятельствах, поддающихся проверке с помощью проведения комплекса соответствующих следственных действий, таких, как допрос потерпевшего, свидетелей, других обвиняемых, назначение судебных экспертиз, проведение осмотров, обысков, выемок, следственного эксперимента, предъявления для опознания, проверки показания на месте, а также проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий (например, по установлению лиц, располагающих инте-

ресующей следователя информацией).

При возникновении противоречий показаний обвиняемого той картине произошедшего, которая представляется следователю на основании имеющейся процессуальной и непроцессуальной информации, необходимо принять меры к их устранению. В этих целях, если следователем может быть запланировано проведение проверки показаний на месте сознающегося в совершении преступления обвиняемого, допрос его на месте происшествия.

Если указанными мерами существенные противоречия не были устранены, возможно производство очных ставок между обвиняемым и свидетелем, потерпевшим, другим соучастником преступления, дающим иные показания.

В случае расследования преступлений, совершенных группой с участием иностранца (иностранцев), ситуация может быть осложнена признанием вины одним обвиняемым, который при этом отказывается давать показания о роли других соучастников в совершенных преступлениях, о других лицах, в том числе организаторах, пособниках, других исполнителях, причастных к расследуемому преступлению, участвовавших в его подготовке и совершении, но до настоящего времени не установленных следствием.

Ситуация осложняется тем, что общение с иностранцем, не владеющим языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, протекает через переводчика, что затрудняет применение следователем ряда тактических приемов, например, основанных на использовании фактора внезапности. Вместе с тем необходимая внезапность, к примеру, при предъявлении письменных и вещественных доказательств на допросе, в этой ситуации может быть обеспечена при условии надлежащей предварительной подготовки (перевода соответствующей части письменного доказательства на язык, которым владеет иностранец).

Следователем должен быть тактически правильно решен вопрос о месте производства допроса. Необходимо учитывать, что в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации, международным правом могут

быть предусмотрены специальные условия о месте производства допроса.

Допрос явившегося по повестке (вызову) иностранного гражданина производится по правилам, установленным УПК, за некоторыми исключениями. В частности, свидетели, потерпевшие и эксперты, вызванные в порядке, предусмотренном ст. 9 Минской конвенции, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний либо за дачу заведомо ложного заключения.

Допрос и иные процессуальные действия в отношении иностранных граждан, обладающих иммунитетом от российской юрисдикции, проводятся только по их просьбе или с их согласия, которое предварительно испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации. Привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу и производство в отношении них дальнейших процессуальных действий возможно лишь при лишении иммунитета органами государства, представителями которого они являются. На практике это встречается крайне редко. Допрос подозреваемого, обвиняемого иностранца целесообразно фиксировать с помощью технических средств: аудио- или видеозаписи.

Таким образом, иностранные граждане на территории РФ пользуются в уголовном судопроизводстве процессуальными правами наравне в гражданами РФ и подлежат уголовной ответственности на общих основаниях с ними. Особое правовое положение имеют иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом от юрисдикции РФ. Дипломатический иммунитет включает в себя неприкосновенность и защиту личности, служебного и жилого помещений, транспортных средств, а также неподсудность лиц дипломатического корпуса суду страны пребывания. В частности, данные лица не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, а также не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Данные особенности необходимо учитывать при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, а также при производстве следственных действий.

литература

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Российская газета. — 2002. — 31 июня. — № 140.

2. Сизов А. А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами: монография / А. А. Сизов. — Курск : Изд-во МУП «Курская городская тип.», 2007. — С. 67.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации : ФЗ РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25, ст. 2954.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : ФЗ РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Российская газета. — 2001. — № 249.

© Богаткина Р.Ш., 2015 © Садыкова И.В., 2015 Статья получена: 20.05.2015

§ 1. Особенности правового статуса иностранных граждан

Производство предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан имеет свои особенности расследования.

Одной из основных особенностей, которую следует учитывать при расследовании преступлений данной категории, является то, что потерпевший, подозреваемый или обвиняемый – иностранный гражданин.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть те аспекты правового статуса иностранных граждан, которые непосредственно обусловливают особенности расследования преступлений данной категории и влияют на его эффективность.

Основой правового положения лица, как в государственном, так и в международном праве, является гражданство.

Гражданство – это юридический факт, порождающий устойчивую правовую связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

С точки зрения правового положения жителей государства обычно разделяют на его граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах, в частности в Российской Федерации, признаются, хотя обычно и с некоторыми оговорками, лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды). Надо отметить, что принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное для него значение, поскольку каждое государство, как правило, имеет свои особенности, вытекающие из его исторического прошлого, социального, политического, экономического и культурного развития.

Можно утверждать, что развитие международного сотрудничества в области прав человека и безопасности приводит к постепенному сближению законодательства различных государств в сфере, относящейся к гражданству. Однако различия в правовом положении лиц, являющихся гражданами разных стран, еще остаются, причем весьма существенные.

Далеко не одинаково правовое положение отдельных групп граждан и в пределах одного государства. Особенно велики различия между гражданами государства и остальными лицами, находящимися в его пределах, т.е. иностранными гражданами и апатридами.

Определение «иностранный гражданин» законодательно закреплено в ч.1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 – ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” : «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Учитывая особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, следователь при получении заявления от иностранного гражданина о совершенном в отношении него преступлении или заявление о совершении преступления иностранцем, а также при производстве следственных действий с их участием должен убедиться, является ли заявитель или участник уголовного судопроизводства иностранным гражданином и обладает ли он дипломатическим иммунитетом.

Для этого необходимо истребовать документы, содержащие сведения о личности участника уголовного процесса и его гражданстве. Принадлежность иностранца к гражданству или подданству конкретного государства подтверждается национальным документом, одним из которых, в частности, является заграничный паспорт с указанием срока его действия.

Заграничный паспорт должен отвечать следующим требованиям: содержать установочные данные владельца (фамилию, имя, отчество, год и место рождения, национальность), фотографию, печать государственного учреждения, выдавшего заграничный паспорт, не быть просроченным, иметь въездную визу страны пребывания.

В случаях предъявления иностранным гражданином дипломатического паспорта, дипломатической или консульской карточки, следователь должен получить согласие государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось о производстве следственных действий с его участием. Информацию о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК РФ).

Таким образом, установив принадлежность заявителя, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого  к гражданству другого государства, следователь сталкивается с определенными уголовно-процессуальными и криминалистическими особенностями производства процессуальных действий, необходимых при производстве расследования данной категории преступлений.

Анализ законодательства показывает, что большинство государств, устанавливая объем прав и обязанностей иностранных граждан прибывающих на его территорию, включает в соответствующие нормативные акты положения, гласящие, что нормы международных договоров, устанавливающие иные правила чем предусмотренные национальным законодательством, имеют преимущественную силу, либо прямо указывают, что права и обязанности иностранных граждан определяются и международными договорами.

В частности в ч. 3 ст. 1 УПК РФ конкретно указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.

С учетом многообразия общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется на основе международных договоров России с другими странами, в соответствии с Конституцией РФ и иным законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в ней.

Все категории иностранных граждан обладают тем или иным объемом прав, свобод и обязанностей, находятся в определенной правовой связи с государством пребывания. Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранцев на территории страны пребывания составляет их правовой статус, который включает в себя также правоспособность и гарантии, обеспечивающие реализацию представленных им прав и свобод.

В принципе, иностранные граждане на территории России пользуются процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Так, согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». В то же время правовое положение иностранных граждан в определенных отношениях отличается от правового положения российских граждан.

Практика показывает, что иностранные граждане, находясь в России и участвуя в уголовном процессе, могут обладать правом на выполнение самых различных функций: выступать в качестве потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. Но в каком бы процессуальном статусе ни оказывался иностранный гражданин, факт его участия в уголовном процессе придает предварительному расследованию характерные особенности не только собственно уголовно-процессуального, но и уголовно-правового и криминалистического характера.

Поэтому следователи, расследуя уголовные дела о преступлениях с участием иностранных граждан, встречаются с рядом дополнительных трудностей, которые обусловлены: особенностями правового статуса иностранных граждан в России, спецификой социально-психологических свойств личности, криминалистическими особенностями преступлений, которые совершаются в отношении их и их имущества.

Важным фактором при производстве расследования преступлений, с участием иностранных граждан, является знание практическими работниками правоохранительных органов правового статуса иностранных граждан как обстоятельства, характеризующего один из основных элементов криминалистической характеристики таких преступлений.

Всех иностранных граждан, пребывающих на территории России, можно условно разделить на определенные группы. В юридической литературе неоднократно предпринималась попытка классифицировать иностранных граждан в зависимости от степени юридической подчиненности государству пребывания, по отношению к гражданству той или иной страны, цели и времени пребывания иностранных граждан в России.

Обобщение результатов исследований по данному вопросу, а также законодательной базы позволяет предложить основания классификации иностранных граждан по следующим критериям.

По длительности пребывания иностранных граждан в России:

постоянно проживающие в России и имеющие вид на жительство;

длительно находящиеся в стране (студенты, аспиранты, представители различных фирм, журналисты, лица дипломатического корпуса);

кратковременно пребывающие в России (туристы, члены экипажей судов, спортсмены, артисты, рабочие).

По цели пребывания в России:

прибывшие по служебным делам или межправительственным соглашениям;

прибывшие для решения общественных, политических, экономических, торговых, научно-технических и иных подобных задач;

прибывшие по личным (частным) делам (по приглашениям родственников, знакомых, студенты, рабочие);

следующие транзитом.

По характеру принадлежности к одному или нескольким государствам, региону, континенту (азиаты, американцы, африканцы, европейцы).

По степени подчиненности юрисдикции России:

иностранные граждане, подчиненные юрисдикции России в полном объеме наравне с гражданами России (студенты, специалисты, туристы, рабочие, журналисты);

иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

Особое значение имеет правовой статус иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом. Дипломатический иммунитет как институт уголовно-процессуального права относится к числу институтов, смежных с одноименным институтом международного права. У последнего он заимствует ряд правовых норм для регулирования уголовно-процессуальных отношений, вследствие чего уголовно-процессуальный институт дипломатического иммунитета приобретает черты смешанного института.

Под дипломатическим представителем, согласно ст.ст. 7 и 21 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., следует понимать главу дипломатического представительства или лицо, его заменяющее, либо, соответственно, главу консульского представительства.

Понятие «дипломатические представители» в уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается. Поэтому для определения этого понятия и связанных с ним правил используются нормы международных правовых актов:

Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., иногда именуемой «кодекс посольского права» (ст. 3, 14, 19, 22, 24, 27, 29-31, 37-40, 43-45);

Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.;

Конвенции о специальных миссиях 1969 г.

В частности, согласно ныне действующей Венской конвенции о дипломатических сношениях, к числу дипломатических представителей, именуемых в ней «дипломатические агенты», отнесены:

глава дипломатического представительства;

члены дипломатического персонала, имеющие соответствующий дипломатический ранг (ст. 1).

Главы дипломатического представительства согласно Конвенции подразделяются на три класса:

класс послов и других глав представительств эквивалентного ранга;

класс посланников;

класс поверенных в делах (ст. 14).

Кроме того, Венская конвенция о дипломатических сношениях распространяет дипломатические иммунитеты и привилегии на членов семьи главы дипломатического представительства, а также членов семьи иных лиц дипломатического персонала, которые в силу ст. 37 Конвенции пользуются всеми иммунитетами и привилегиями дипломатического агента. В том числе личной неприкосновенностью, неприкосновенностью занимаемых ими жилых помещений, неприкосновенностью их бумаг, корреспонденции, имущества, иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции, а также свидетельским иммунитетом.

Указанные привилегии и иммунитеты распространяются лишь на тех членов семьи, которые проживают вместе с дипломатическим представителем на территории зарубежного государства и не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры и временные дипломатические курьеры.

Согласно положениям ст. 27 Конвенции «дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания, а также аккредитующего государства. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме». Очевидно, что иммунитеты дипломатических курьеров носят ярко выраженный функциональный характер и при исполнении функциональных обязанностей являются абсолютными, не подлежащими ограничению или лишению. Временные дипломатические курьеры пользуются теми же иммунитетами, но прекращаются они в момент доставки такими курьерами порученной дипломатической почты по назначению.

Члены обслуживающего персонала дипломатического представительства пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями функционального характера при условии, если они не являются гражданами страны пребывания или постоянно не проживают в этой стране (п. 3 ст. 37 Конвенции).

Среди органов внешних сношений, наряду с дипломатическими представительствами и их персоналом, особым статусом обладают и другие зарубежные и внутригосударственные органы и должностные лица, пользующиеся международной защитой.

Понятие «лицо, пользующееся международной защитой» раскрывается в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.

В соответствии со ст. 1 Конвенции под лицом, имеющим указанный статус, подразумеваются:

глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

На основании указанных нормативных актов можно выделить три уровня иммунитета иностранных граждан:

Полный иммунитет от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции страны пребывания, которым обладают:

сотрудники дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), дипломатический персонал представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и секретари-архивисты), а также проживающие с ними члены семей, если они не являются гражданами России;

члены персонала дипломатических представительств иностранных государств в других странах, проезжающих транзитом через территорию России, члены их семей и сопровождающие их лица;

члены делегаций иностранных государств: главы государств, правительств, министры, члены парламентских и правительственных делегаций, приехавшие для участия в межгосударственных переговорах, конференциях, совещаниях и с другими официальными поручениями;

представители иностранных государств, следующие через территорию нашей страны, а также члены их семей, сопровождающие их во время поездки;

сотрудники международных организаций.

Дипломатический иммунитет включает неприкосновенность и защиту личности, служебного и жилого помещений, средств передвижения, а также неподсудность лиц дипломатического состава суду страны пребывания. Они не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, а также не обязаны давать показания в качестве свидетелей.

Производство процессуальных действий в отношении лиц, обладающих иммунитетом, возможно только по их просьбе или с их согласия. Так, испрашивая согласие на допрос или иное следственное действие с участием лица, обладающего иммунитетом, в запросе необходимо отразить: по какому делу, в какое время и где это лицо согласно принять участие в следственном действии. Копии запросов и ответов нужно приобщить к уголовному делу. В случае устного согласия, необходимо приобщить к материалам справку о результатах беседы и характере полученного при этом согласия.

В консульских конвенциях, заключенных между РФ и зарубежными государствами, указано, что в случаях, когда это возможно, устные или письменные свидетельские показания могут быть даны в консульстве или в квартире должностного лица посольства либо сотрудника консульства. Факт наличия дипломатической неприкосновенности, если не предъявлены соответствующие документы, устанавливается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ).

Правовой статус различных категорий иностранных граждан должен быть подтвержден документально. Принадлежность к числу лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, удостоверяется документами, выдаваемыми Протокольным отделом МИД РФ.

Дипломатические или консульские карточки имеются у весьма ограниченного круга иностранных граждан – глав и членов правительств, дипломатов, консулов, членов парламента и других дипломатических лиц зарубежных государств, а также их супругов и детей.

Частичным иммунитетом от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции в силу многосторонних международных конвенций, обладают:

административно-технический персонал представительств и члены их семей, обслуживающий персонал;

административно-технический персонал делегаций иностранных государств, прибывших на территорию России для участия в переговорах, конференциях или с другими официальными поручениями;

сотрудники делегаций, следующие транзитом, а также члены их семей;

члены консульских представительств иностранных государств;

дипломатические курьеры.

Данная категория лиц пользуется иммунитетом в случаях, связанных с выполнением ими служебных обязанностей. Они пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть заключены под стражу, кроме случаев преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

Частичным иммунитетом от уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции, установленным государством пребывания на основе двухсторонних соглашений, обладают:

сотрудники консульств (водители, дворники и другой обслуживающий персонал);

обслуживающий персонал международных межправительственных организаций, находящихся в России.

На основе двухсторонних соглашений может быть установлен и полный иммунитет в отношении свидетелей, потерпевших, экспертов, вызванных в соответствии с Договором об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

При наличии соответствующего договора, данные лица не могут быть подвержены преследованиям или аресту ни за уголовно наказуемые деяния, составляющие предмет разбирательства по делу, в связи с которыми лицо прибыло в Россию, ни за другие уголовно наказуемые деяния, совершенные до пересечения границы запрашивающего государства. Но иммунитет в отношении этих лиц прекращает свое действие после того, когда необходимость пребывания этого лица на территории запрашивающего государства отпадает.

К содержанию

No votes yet.

Please wait…

Просмотров: 403

при исполнении запроса о правовой помощи

Объем правовой помощи, предусматриваемый международными договорами РФ, широк. В одних соглашениях четко очерчивается круг процессуальных действий, производимых в порядке оказания правовой помощи. Другие ограничивают и объем правовой помощи, и перечень действий, реализуемых в рамках ее оказания . В-третьих, объем процессуальных действий расширен за счет «иных действий, связанных со сбором доказательств» . В ст. 453УПК РФ указано, что «при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящимКодексом…», вносится запрос об их производстве.

———————————

Минская конвенция1993 г., Кишиневская конвенция и др.

Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г.

Договор между РФ и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1992 г.

Среди ученых процессуалистов были предложены различные классификации действий реализуемых в процессе оказания правовой помощи.

В зависимости от законодательного закрепления таких действий, имеет место разграничение их на предусмотренные: 1) международными договорами; 2) международными договорами и внутригосударственным законодательством; 3) внутригосударственным законодательством.

О.И. Александрова указывает, что все действия по договорам о правовой помощи можно разделить на несколько групп. Во-первых, они могут быть разделены на действия собственно процессуальные, т.е. предусмотренные российским процессуальным законодательством, и действия, порядок производства которых регламентируется вневедомственными нормативными актами Прокуратуры РФ, МВД РФ и других правоохранительных органов .

———————————

Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 56.

В.В. Щербаков всю совокупность действий, которые обеспечивают межгосударственное сотрудничество по уголовным делам, разделяет на следующие группы:

1) действия, порождающие оперативно-розыскные и административные отношения (в частности, составление и пересылка документов, вручение документов в связи с производством уголовного дела в другом государстве);

2) действия, которые порождают уголовно-процессуальные отношения (в частности, допрос свидетелей, обвиняемых, проведение обысков, наложение ареста на имущество, изъятие вещественных доказательств и обращение с ними для иностранного уголовного дела, а также задержание и заключение под стражу лиц) .

———————————

См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 139.

Указанная классификация наиболее удачная. Более подробно рассмотрим особенности действий, порождающих уголовно-процессуальные отношения. При этом следует иметь в виду, что такие особенности существуют тогда, когда в следственном действии принимают участие иностранные граждане, либо когда в запросе о правовой помощи содержится просьба о производстве следственного действия, не предусмотренного российским законодательством, либо просьба о применении норм иностранного государства.

Наиболее распространенным следственным действием в процессе оказания международной правовой помощи является допрос.

Допрос при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам может осуществляться путем:

направления запроса о производстве допроса на территории иностранного государства;

исполнения запроса иностранного государства о производстве допроса на территории Российской Федерации;

вызова граждан с территории иностранного государства;

проведения видеоконференцсвязи.

При необходимости производства на территории иностранного государства допроса суд, прокурор, следователь вносит запрос о его производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

В запросе о производстве допроса на территории иностранного государства помимо сведений, содержащихся в ст. 454УПК РФ, целесообразно сообщать:

цель допроса;

конкретный перечень вопросов, по которым необходимо допросить лицо. Вопросы должны быть построены просто, доступно, корректно и по существу. При этом желательно заранее предусмотреть предполагаемые варианты ответа допрашиваемого и в указанный перечень включить дополнительные вопросы, обеспечивающие получение более детальной и полной информации;

целесообразность использования конкретной процедуры или условий, соблюдение которых необходимо для Российской Федерации. Такая ситуация может возникнуть при направлении запроса в те государства, где правовая система отличается от правовой системы России. Так, например, в странах системы общего права не предусмотрено формального предварительного расследования. В связи с этим в данных государствах допрос свидетелей вне судебного разбирательства не проводится. Вместо этого сотрудниками полиции осуществляется опрос и представляется краткий отчет о его результатах без подписи опрашиваемого лица и обычно без указания времени и места опроса . Поэтому в ряде случаев в запросе по поручению российской стороны желательно указать, какие реквизиты должны быть включены в исполненное поручение. В качестве приложения к запросу рекомендуется выслать бланк допроса;

———————————

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С. 808.

сроки, в течение которых ожидается исполнение запроса.

Исправления, подчистки и сокращения текста запроса недопустимы. При этом почтовый адрес должен соответствовать форме написания, которая официально принята российской почтовой службой.

Соблюдение реквизитов, установленных международным договором РФ, при оформлении запроса обязательно. Если международным договором установлен иной язык, иные наименования (поручение, просьба и др.) и реквизиты оформляемых документов, чем те, что указаны в ст. ст. 453и454УПК РФ, то при составлении запроса применяется соответствующая норма международного договора.

Запрос подписывается лицом, производящим расследование, с указанием его должности. По делу, расследуемому следственной группой, запрос подписывается ее руководителем, который принял дело к производству. Запрос скрепляется гербовой печатью запрашивающего учреждения.

В неотложных обстоятельствах или при допущении этого запрашиваемой стороной запрос может быть направлен с помощью средств электронной связи. При этом письменный оригинал высылается так скоро, как только это представится возможным.

Исполнение в Российской Федерации запроса о производстве допроса. Поступивший от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств запрос может содержать просьбу о допросе как гражданина РФ, так и гражданина иностранного государства, имеющих различный процессуальный статус.

Общие правила допроса свидетелей и потерпевших определен в ст. 189УПК РФ. Вместе с тем производство указанного следственного действия в отношении иностранных граждан имеет ряд существенных процессуальных и тактических особенностей , обусловленных: особенностями правового положения, языковым барьером, психологическими факторами, кратковременностью пребывания на территории России указанной категории граждан.

———————————

Подробнее о тактических особенностях допроса иностранных граждан см.: Бастыркин А.И., Александрова О.И. Расследование по делам с участие иностранных граждан // Законность. 2004. N 1. С. 13 — 15. Бастыркин А.И., Александрова О.И. Особенности допроса иностранных граждан на предварительном следствии // Законность. 2004. N 3. С. 30 — 32.

См.: Крамарев А.Г., Лавров В.П. Особенности допроса граждан иностранных государств. М., 1976. С. 5 — 8.

Тактику организации и производства допроса в качестве свидетелей и потерпевших принято делить на три этапа: 1) подготовительный; 2) рабочий; 3) заключительный.

Подготовительный этап.Важной предпосылкой успешного допроса является тщательная подготовка к производству данного следственного действия. При подготовке к допросу должностное лицо, исполняющее запрос, должно:

а) изучить запрос и прилагающиеся к нему документы;

б) определить предмет допроса и вопросы, подлежащие выяснению;

в) проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого:

установить, пользуется ли лицо, которое следует допросить, дипломатическим иммунитетом;

владеет ли оно русским языком;

г) определить время и место проведения следственного действия;

д) подготовить технические средства, необходимые для производства допроса;

е) организовать явку лица, которое необходимо допросить в порядке запроса о правовой помощи;

ж) обеспечить явку переводчика, других специалистов, необходимость присутствия которых потребуется при производстве следственного действия;

з) решить вопрос о присутствии при допросе представителя иностранного государства.

Время допроса иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом, следователь должен определять в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством. Иностранцы, как и граждане России, допрашиваются в месте производства предварительного расследования. Вместе с тем следователь вправе, в соответствии со ст. 187УПК РФ, если признает необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (например, по месту временного проживания, лечения или отдыха).

Изучение личности допрашиваемого имеет важное значение при подготовке к производству допроса, особенно иностранных граждан. Для правильного определения тактики предстоящего допроса нужно знать, гражданином какой страны является подлежащий допросу иностранец. Это необходимо для установления психологического контакта с допрашиваемым. В этих условиях желательно предварительно выяснить национальные обычаи, нравы того государства, гражданином или подданным которого является допрашиваемый свидетель или потерпевший.

Помимо этого большое значение имеет социальный статус допрашиваемого, знание особенностей уголовного, уголовно-процессуального законодательства его страны.

Рабочий этап.При производстве допроса следователю, дознавателю надлежит выяснить у допрашиваемого, владеет ли он русским языком. Если нет, то какими языками владеет и на каком языке желает давать показания. В том случае, если иностранное лицо желает давать показания на русском языке, необходимо выяснить объем языкознания, с тем чтобы впоследствии избежать двоякого толкования показаний допрашиваемого.

Достаточно сложную задачу при производстве допроса иностранных граждан, не владеющих языком судопроизводства, представляет собой порядок организации допроса с участием переводчика.

При допросе иностранного лица, не владеющего русским языком, предлагается отойти от общепринятой схемы допроса в форме свободного рассказа и последующей конкретизации показаний путем вопросов. Это обусловлено тем, что переводчик в ряде случаев не может дословно передать показания допрашиваемого и в результате они не могут быть точно зафиксированы в протоколе допроса. Таким образом, рекомендуется выстроить допрос по схеме «вопрос — ответ». При этом вопросы должны быть заранее согласованы с переводчиком, чтобы он мог их дословно перевести допрашиваемому.

Осуществляя допрос иностранного лица с участием переводчика, необходимо выяснить уровень его компетентности, знание юридических терминов, а также приходилось ли ему ранее участвовать при производстве допроса или какого-нибудь другого следственного действия с участием иностранных граждан. При этом следователю, дознавателю желательно заранее обсудить планируемые вопросы с переводчиком в целях исключения каких-либо заминок или недопонимания во время производства допроса.

Во избежание нарушений, которые могут быть допущены в ходе допроса, свидетель или потерпевший предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний. Им разъясняется право на отвод переводчика. Переводчик предупреждается об ответственности за заведомо неправильный перевод (ст. 307УК РФ). Ему также разъясняется, что он не имеет права разглашать тайну следствия, задавать вопросы допрашиваемому без разрешения следователя. НовеллойУПКРФ является порядок закрепления участия переводчика при производстве следственных действий — это вынесение постановления о назначении переводчика и отбирание у него подписки об ответственности за заведомо неправильный перевод. Несоблюдение такого порядка влечет за собой недопустимость доказательств, полученных с участием переводчика.

При производстве допроса возможно присутствие представителя иностранного государства (ч. 3 ст. 457УПК РФ). Просьба о его присутствии может содержаться в тексте запроса государства, гражданином которого он является. В этом случае в запросе должны быть указаны: данные, удостоверяющие личность представителя; цель его присутствия при производстве следственного действия, срок пребывания на территории России, гарантия оплаты связанных с приездом расходов. О своем решении запрашиваемая сторона сообщает письменным подтверждением или отказом. Аналогичные правила действуют и в отношении российских представителей на территории иностранного государства.

Просьба о присутствии в качестве представителя иностранного государства может исходить и от лица, уже находящегося на территории России. В этом случае до начала выполнения запроса представитель иностранного государства заявляет ходатайство (лицу, исполняющему запрос), где в письменной форме излагает цель присутствия при производстве допроса, а также просьбу о возможности задать вопросы допрашиваемому. По результатам рассмотрения такого ходатайства должностному лицу, исполняющему запрос, необходимо вынести мотивированное постановление .

———————————

См. подробнее: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 129 — 132.

Вопросы, заданные представителем иностранного государства в ходе допроса, включаются в протокол.

Заключительный этап.Переводчик и допрашиваемый подписывают каждую страницу протокола и протокол в целом. Более того, в конце потерпевший или свидетель своей подписью подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод соответствует данным им показаниям. Аналогичный порядок действует и при письменном переводе показаний на другой язык. Перевод в целом и каждая его страница в отдельности должны быть подписаны и переводчиком, и допрашиваемым. Присутствующий при допросе представитель иностранного государства, а также иные лица, расписываются в конце протокола.

В ходе производства допроса по запросу иностранного государства в качестве дополнительного средства фиксации может использоваться видеозапись (ст. ст. 164,190УПК РФ). С ее помощью обеспечивается полнота протокола, осуществляется контроль за точностью перевода и получение новых данных путем нового перевода, возможность неоднократного возвращения к обстоятельствам допроса и т.д. Помимо этого видеозапись оказывает дисциплинирующее воздействие на участников проводимого следственного действия, с одной стороны, объективно фиксируя поведение участников допроса, с другой — отображая качество подготовки и полноту проводимого следственного действия .

———————————

См. подробнее: Хмелев С.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 130 — 133.

Видеозапись осуществляется в общем порядке при допросе как российских, так и иностранных граждан. К протоколу допроса видеозапись прилагается в качестве приложения.

Должностное лицо, исполнившее запрос иностранного государства о производстве допроса, составляет сопроводительное письмо учреждению, его направившему. В нем сообщается о результатах исполнения запроса, о причинах задержки исполнения (если они имели место), перечень направляемых документов и приложений к ним, данные об исполнителе.

При необходимости допросить лиц, находящихся вне пределов России, международные договоры о правовой помощи, заключенные РФ с зарубежными государствами, а также ст. 456УПК РФ предусматривают возможностьвызова граждан с территории иностранного государствадля производства следственных действий. Особенностью допроса вызванных граждан является то, что они не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ и дачу ложных показаний. В отношении их исключена уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний по делу, по которому они вызваны, а также до истечения привилегий — за преступления, совершенные ими в период их пребывания на территории Российской Федерации в связи с вызовом.

Одним из новых направлений в международном сотрудничестве по уголовным делам является использование видеоконференцсвязи.

Мировой опыт правового регулирования и практики использования видеоконференцсвязи достаточно небольшой. Законодательство Российской Федерации в настоящее время также не содержит норм, определяющих уголовно-процессуальный порядок и возможность применения видеоконференцсвязи . Причинами того что в настоящее время видеоконференцсвязь редко применяется при производстве следственных действий, в том числе и допроса, являются: относительно недавнее появление технологии видеоконференцсвязи и обеспечивающих ее применение технических устройств; изначально высокая стоимость оборудования.

———————————

Предложения о формировании основ правового регулирования использования видеоконференцсвязи при международном сотрудничестве в сфере уголовного процесса выносились: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 388 — 408; Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: действующая практика и перспективы развития: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 136 — 140.

Первым договором, который на международном уровне детально регламентировал взаимоотношения государств по поводу оказания взаимной помощи с использованием видеоконференцсвязи, является Конвенция Европейского союза о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 2000 г.), которая значительно расширила возможности государств, подписавших и ратифицировавших ее.

Одним из положительных аспектов является тот факт, что рассматриваемая Конвенция допускает проведение допросов экспертов и свидетелей по телефону, однако при соблюдении одного из условий, а именно наличия согласия на такую форму допроса .

———————————

См.: Перепелкина Ю.Г. Проблемы международного сотрудничества при расследовании преступлений // Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник трудов научно-практической конференции / Под ред. Л.И. Покатаева. Саратов: СЮИ МВД России, 2009. С. 186.

Факт нахождения (проживания) лица за рубежом является обстоятельством, существенно осложняющим его явку к месту следствия в иностранное государство (прежде всего из-за больших финансовых затрат). Тем более, что явка такого лица в соответствии с международным законодательством осуществляется только с его согласия и сопряжена с приобретением им определенного иммунитета. Поэтому при наличии технической оснащенности производство допроса лица, находящегося за пределами государства, ведущего расследование по уголовному делу, может происходить в режиме видеоконференцсвязи.

Учитывая вышеизложенное, можно определить некоторые общие условия производства допроса свидетеля или потерпевшего в режиме видеоконференцсвязи.

1. Должностное лицо вносит запрос о производстве допроса в режиме видеоконференцсвязи в порядке, предусмотренном ст. 453УПК РФ, если это предусмотрено международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. После согласования с компетентным органом или должностным лицом иностранного государства о времени, организационных, технических условиях производства данного действия, а также круга участвующих в нем лиц принимаются меры к разъяснению данным лицам обязанности явиться в определенное место и время для участия в видеоконференцсвязи и присутствовать до завершения процессуального действия и подписания протокола.

3. При проведении следственного действия в режиме видеоконференцсвязи трансляция должна быть организована таким образом, чтобы был виден не только допрашиваемый, но и все помещение, где происходит допрос, а также все лица, присутствующие при допросе. Иначе полученные доказательства могут быть признаны недействительными по причине возможного воздействия на допрашиваемого со стороны присутствующих при допросе лиц.

4. Допрос при использовании средств видеоконференцсвязи производится в режиме реального времени в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. ст. 189-191,166,167УПК РФ. Ход и результаты допроса дополнительно фиксируются с использованием видеозаписи для ее возможного представления в суде.

Рассмотрим особенности производства очной ставкив процессе оказания правовой помощи.

В криминалистической литературе широко распространено мнение о том, что очная ставка по своей природе есть разновидность допроса и, следовательно, есть обоснование механического перенесения тактических приемов допроса на очную ставку. Однако при производстве очной ставки следует учитывать, во-первых, целевые различия ее производства и допроса; во-вторых, количество участвующих лиц. Кроме того, следует акцентировать внимание не на применении тактических приемов с целью извлечения информации, а на устранении противоречий, возникших в результате получения показаний ранее допрошенных лиц, то есть наряду с установлением истины при проведении очной ставки могут быть поставлены следующие конкретные цели: разоблачение лжи, разоблачение инсценировок или оговора одного допрашиваемого другим, исключение возможного добросовестного заблуждения участников данного следственного действия.

———————————

См., напр.: Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1979. С. 161.

Специфичность очной ставки заключается в особых психологических условиях проведения данного следственного действия. В отличие от допроса здесь появляется элемент непосредственного эмоционального воздействия одного участника очной ставки на другого .

———————————

Дулов А.В., Нестеренко В.Д. Тактика следственных действий. Минск, 1972. С. 99.

В случаях, когда в роли допрашиваемых обе стороны — граждане одного иностранного государства, оказать психологическое давление одного из них на другого не представит труда. Кроме того, следователю сложно контролировать ситуацию из-за существующего языкового барьера между ним и допрашиваемым. Чтобы предотвратить возможность сговора и влияния одного участника очной ставки на другого, следователь должен определиться с местом проведения следственного действия, способом размещения участников, пригласить для наблюдения работников охраны или предварительно обсудить эти проблемы с переводчиками.

Дополнительные трудности при подготовке к производству очной ставки возникают в случаях, если оба допрашиваемых являются гражданами разных государств и не владеют языком судопроизводства. В данном случае следователю предстоит решить задачу по вызову переводчиков не одному, а двум допрашиваемым.

Тактические приемы очной ставки необходимо применять с большей степенью избирательности, чтобы их направленность на одного участника очной ставки не повлекла непредсказуемой реакции со стороны другого участника или, наоборот, оказало должное воздействие на него .

———————————

Софийчук Н.В. Производство следственных действий с участием иностранных граждан стран СНГ (по материалам Иркутской области и Республики Бурятия): Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2005. С. 134.

Ввиду этого, по мнению С.А. Хмелева, очная ставка при производстве расследования преступлений с участием иностранных граждан должна производиться в крайне редких ситуациях .

———————————

Хмелев С.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 134.

Как показывает практика, очная ставка не самый лучший способ устранения существенных противоречий в показаниях двух ранее допрошенных лиц. При принятии решения о ее производстве с участием иностранного гражданина следователь действует в ситуации «тактического риска» . И если существует опасность того, что очная ставка может пойти во вред интересам расследования, следователь должен попытаться устранить противоречия иным путем: проведением дополнительного допроса, предъявлением в ходе его документов и вещественных доказательств.

———————————

Криминалистика: Учебник для вузов / Волынский А.Ф., Аверьянова Т.В., Александрова И.Л. и др. Под ред. проф. А.Ф. Волынского. М., 1999. С. 163.

Для обеспечения большей личной безопасности иностранного гражданина очная ставка может быть произведена на значительном, в пределах одного помещения, удалении допрашиваемых друг от друга либо в смежных комнатах, либо между ними может быть поставлена перегородка (ширма).

Все это требует особой тщательности при подготовке к производству очной ставки. В плане ее проведения обязательно должны быть определены вопросы, в разрешении которых необходимо устранить противоречия, порядок вызова допрашиваемых, порядок вызова переводчиков, подготовлено место производства очной ставки, технические средства, использование которых потребуется при этом.

Процессуальный порядок производства очной ставки с участием иностранных граждан соответствует правилам ее производства с участием граждан России, то есть следователь выясняет данные личности допрашиваемых, предупреждает потерпевших (свидетелей) об ответственности за дачу ложных показаний. При этом следует иметь в виду, что в случае если допрашиваемое лицо было вызвано с территории другого государства для производства очной ставки, такого предупреждения не делается. В начале допроса задаются вопросы: знакомы ли допрашиваемые друг с другом, встречались ли когда-либо ранее, при каких обстоятельствах и имеются ли между ними неприязненные отношения.

В случае если очная ставка производится по просьбе иностранного государства, то допрашиваемым задаются вопросы, указанные в запросе о правовой помощи. Так же следует иметь в виду, что очная ставка может быть проведена в соответствии с законодательством запрашивающего государства, при условии если российская сторона согласится удовлетворить такую просьбу. В этом случае при подготовке к производству очной ставки следователь подробно изучает нормы, указанные в запросе о правовой помощи, которые регулируют производство данного следственного действия.

По окончании проведения очной ставки следователь задает вопрос присутствующим, есть ли у них замечания, заявления и вопросы друг к другу, после чего протокол подписывается всеми участниками следственного действия.

Особенностью производства очной ставки с участием иностранных граждан является также участие в ней двух переводчиков; при этом показания допрашиваемых могут фиксироваться на трех языках .

———————————

Хмелев С.А. Особенности расследования преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 138.

Отметим, что в случаях, когда проведение очной ставки является единственно возможным способом устранить существенные противоречия в показаниях ранее допрошенных лиц, находящихся на момент необходимости ее производства на территории другого государства, считаем целесообразным проведение данного следственного действия в режиме видеоконференцсвязи. В этом случае к производству очной ставки применимы те же требования, что и при допросе, осуществляемом в указанном режиме.

Таким образом, производство следственных действий в режиме видеоконференцсвязи имеет перспективное значение. Достоинством ее применения является экономия материальных средств (на командировки лиц, необходимых для участия в следственных действиях на территории иностранных государств), а также возможность оперативного получения той или иной информации в режиме реального времени без прибытия к месту нахождения свидетеля или потерпевшего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *