Сестринский уход при атопическом дерматите у детей лекция

Понятие о конституции. Аномалии конституции. Виды диатезов.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Лекция №7

План лекции:

1. Понятие о конституции. Аномалии конституции. Виды диатезов.

2. Атопический дерматит. Уровень заболеваемости. Причины и факторы риска атопического дерматита.

Клинические проявления атопического дерматита у детей раннего возраста, осложнения. Диагностика и принципы лечения. Сестринский процесс при атопическом дерматите.

3. Профилактика атопического дерматита.

Конституция организма (constitutio – состав, устройство) – это комплекс наследственных, функциональных и морфологических особенностей организма, которые определяют его реакцию на различные воздействия внешней среды.

Аномалии конституции – диатезы (diathesis – предрасположение, склонность к чему-либо). Диатез – это аномалия конституции, которая проявляется неадекватной реакцией на обычные внешние факторы и определяет предрасположенность организма к развитию определенных патологических процессов и заболеваний.

Выделяют четыре типа диатезов:

· Экссудативно-катаральный

· Аллергический

· Лимфатико-гипопластический

· Нервно-артритический

Факторы риска развития заболевания:

  • Семейно-наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям, расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта, хроническому течению воспалительных заболеваний.

  • Нерациональное питание матери во время беременности, злоупотребление облигатными аллергенами (цитрусовые, шоколад, клубника, рыба, кура, мёд, яйца).

  • Тяжелые токсикозы беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности.

  • Раннее искусственное вскармливание ребенка. Основная роль в возникновении диатеза отводится белку коровьего молока, затем яичный белок и т.д.

  • Применение лекарственных препаратов, как во время беременности, так и в постнатальном периоде (антибиотики, витамины, гаммаглобулины, вакцины, сыворотки и т.д.)

  • Применение бытовых аллергенов в уходе за ребенком: стиральные порошки, отдушки, кремы, масла и т.д.

  • Воздействие неспецифических факторов: перегревание, переохлаждение, солнечная инсоляция и т.д.

Экссудативно-катаральный диатез (ЭКД) – особое состояние организма, характеризующееся повышенной чувствительностью кожи и слизистых оболочек к воспалению, предрасположенностью к аллергическим реакциям и затяжному течению воспалительных заболеваний. ЭКД отмечается у 50-60% детей раннего возраста.

Этиология:

Наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Развитие сенсибилизации и аллергии.

Факторы риска развития заболевания:

· Семейно-наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям, расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта, хроническому течению воспалительных заболеваний.

· Нерациональное питание матери во время беременности, злоупотребление облигатными аллергенами (цитрусовые, шоколад, клубника, рыба, кура, мёд, яйца).

· Тяжелые токсикозы беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности.

· Раннее искусственное вскармливание ребенка. Основная роль в возникновении диатеза отводится белку коровьего молока, затем яичный белок и т.д.

>

· Применение лекарственных препаратов, как во время беременности, так и в постнатальном периоде (антибиотики, витамины, гаммаглобулины, вакцины, сыворотки и т.д.)

· Применение бытовых аллергенов в уходе за ребенком: стиральные порошки, отдушки, кремы, масла и т.д.

· Воздействие неспецифических факторов: перегревание, переохлаждение, солнечная инсоляция и т.д.

Механизм патологического процесса:

Происходит наследственно-обусловленное изменение иммунологической реактивности организма ребенка, понижение Ig A и повышение Ig E. В тканях и жидкостных средах накапливаются биологически активные вещества (гистамин, серотонин и т.д.), которые, освобождаясь из тучных клеток соединительной ткани, тромбоцитов и базофилов, вызывают развитие аллергических реакций.

Кроме этого, отмечается наследственно-обусловленное нарушение обмена веществ: белкового обмена (диспротеинемия), жирового обмена (гиперхолестеринемия, гиперлипидемия), углеводного обмена (гипергликемия), кислотно-основного состояния (ацидоз), витаминного обмена (гиповитаминоз А, С).

Нарушение функции надпочечников вызывает повышенную задержку в организме натрия, хлора, калия и воды.

Нарушение функции желудочно-кишечного тракта приводит к снижению активности пищеварительных ферментов и повышению проницаемости слизистой оболочки пищеварительного тракта.

Клиническая картина.

Первые симптомы могут появиться уже в первые недели жизни ребенка, после повторного поступления аллергена в организм, выработки достаточного количества антител и взаимодействия антител с антигенами:

· Упорные опрелости в естественных складках кожи при хорошем уходе, трудно поддаются лечению.

· Буроватые жировые чешуйки на волосистой части головы и надбровных дугах (гнейс, себорея).

· Гиперемия, инфильтрация, шелушение на коже щек (молочный струп), иногда образуются пузырьки и мелкие чешуйки.

· Сухость и бледность кожных покровов.

· Рецидивирующая молочница на слизистой оболочке полости рта, «географический» язык.

· Мокнутие и трещины за ушными раковинами.

· Общее состояние ребенка нарушено: беспокойный сон, раздражительность, неустойчивость настроения.

С 2-3 месяцев могут появиться:

· Эритематозно-папулезные мокнущие пятна на щеках, которые могут распространяться на все лицо, шею, запястья, кисти, разгибательные поверхности конечностей, вызывающие сильный зуд (сухая или мокнущая экзема).

· Высыпания в виде везикул, наполненных серозным содержимым (строфулюс), которые быстро вскрываются и образуют эрозии; при этом поврежденные поверхности кожи часто инфицируются.

· Иногда на конечностях при выраженной сухости и шелушении кожи появляются маленькие, плотные, зудящие узелки (почесуха).

· Может появиться неустойчивый стул.

Течение заболевания волнообразное, периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Обострение ЭКД часто совпадает с переводом ребенка на искусственное вскармливание или введением в пищу новых пищевых аллергенов.

Осложнения:

· Наслоение вторичной инфекции.

· Переход в аллергическое заболевание.

Симптомы диатеза обычно стихают к 3-5 летнему возрасту ребенка, однако, дети, страдающие ЭКД, впоследствии могут быть предрасположены к развитию следующих заболеваний и аллергических процессов:

· Инфекционно-воспалительные заболевания: блефарит, конъюнктивит, фарингит, ларингит, бронхит, ОРВИ, пневмонии с обструктивным синдромом, инфекции мочевыводящих путей (при этом отмечается склонность к их рецидивирующему течению).

· Аллергические заболевания: респираторный аллергоз, бронхиальная астма, нейродермит.

· Хронические расстройства питания.

· Рахит, анемия.

· Формирование хронических очагов инфекции: тонзиллит, гайморит, аденоидит.

Основные принципы лечения диатеза:

1. Организация рационального питания (гипоаллергенной диеты):

· Максимальная длительность грудного вскармливания (до 3-4 месяцев).

· Из рациона кормящей матери необходимо исключить облигатные аллергены и либераторы гистамина (шоколад, рыбу, грибы, копчености, цитрусовые и т.д.), ограничить коровье молоко, яйца, исключить овощи и фрукты красного, черного и оранжевого цвета.

· При отсутствии грудного молока назначаются кисломолочные смеси, при непереносимости коровьего молока – смеси, приготовленные на соевом или миндальном молоке или молоко других животных (козье).

· Первый прикорм вводят с 4-х месяцев в виде безмолочного овощного пюре из кабачков, белокочанной капусты, картофеля.

· Второй прикорм – каши (гречневая, рисовая, кукурузная, овсяная) на овощном отваре или соевой основе, вводится через месяц от назначения первого прикорма.

· Третий прикорм – снова овощное пюре с 6 месяцев.

· Мясо вводится с 6-7 месяцев (кролик, индейка, нежирная говядина, нежирная свинина) в отварном виде.

· Мясной бульон противопоказан, супы готовят только вегетарианские.

· Яичный желток, сваренный вкрутую, допускается в рацион не ранее 12 месяцев. Не показано введение творога, рыбы, цельного яйца.

· Ограничиваются легкоусвояемые углеводы, часть сахара заменяется сахарозаменителями.

· Соки даются по возрасту, свежеприготовленные, из зеленых яблок и белой смородины. Нельзя вводить консервы в любом виде.

2. Организация гипоаллергенного быта:

· Влажная уборка в помещении, где находится ребенок, 2 раза в день.

· Исключить контакт ребенка с домашними животными, кормом для рыб, бытовыми аллергенами, убрать перовые и пуховые подушки, одеяла, перины.

· Убрать из окружения ребенка ковры, комнатные цветы.

· Избегать шерстяную, синтетическую одежду.

3. Лекарственные препараты:

· Антигистаминные препараты: тавегил, супрастин, пипольфен, фенкарол, кларитин, кетотифен.

· Витаминотерапия: витамины А, В, Е, пантотенат кальция, липоевая кислота.

· Биопрепараты: бифидумбактерин, лактобактерин (при неустойчивом стуле).

· Ферментотерапия: абомин, панкреатин, панзинорм.

· Иммунокорригирующая терапия: гистаглобулин, аллергоглобулин.

· Средства, повышающие иммунитет: дибазол, элеутерококк, женьшень, лимонник.

· Седативные препараты (при кожном зуде): валериана, пустырник.

4. Местная терапия:

· Цинковая паста с анестезином, мази с нафталаном, ланолином, окисью цинка, 3% серно-салициловая мазь – для снятия зуда и воспаления. ПРИ отсутствии эффекта – мази с добавлением глюкокортикоидов (преднизолона, флуцинара).

· Болтушки с тальком и окисью цинка, солкосерил (мазь, гель).

· Примочки с 1% раствором резорцина или 0,25% раствором нитрата серебра, с персиковым или оливковым маслом – при мокнутии.

· Лечебные ванны с отварами череды, калины, ромашки, с крахмалом (при обострении проводить ежедневно).

· При гнейсе за 2 часа до купания смазывать корочки вазелиновым или растительным маслом, во время купания удалять их гребешком.

5. Фитотерапия: отвар из сбора трав – солодка, корень лопуха, крапива, шалфей, береза – в течение 2-4 недель, повторять курс 3 раза в год

 Профилактика.

1. Антенатальная:

· Выявлять при выполнении патронажа беременных женщин с отягощенным аллергическим анамнезом

· Рациональное питание беременной женщины, не злоупотреблять приемом лекарственных препаратов.

· Избегать стрессовых ситуаций во время беременности, отказаться от вредных привычек.

· Своевременное выявление и лечение токсикозов и заболеваний у беременной женщины.

2. Постнатальная:

· Максимальная длительность грудного вскармливания.

· Рациональное питание кормящей матери и ребенка с исключением пищевых аллергенов.

· Избегать контакта с возможными аллергенами.

· Проводить закаливание ребенка, длительные прогулки на свежем воздухе.

· Проводить лекарственную терапию только по назначению врача.

· Создать в доме гипоаллергенный быт.

· Постоянно вести «пищевой дневник» для выявления значимых аллергенов и их устранения.

· Регулярно санировать очаги хронической инфекции.

· Своевременно проводить лечение дисбактериоза.

Диспансерное наблюдениепроводится врачом-педиатром не менее 2-х лет с момента обострения, при необходимости консультируют иммунолог, аллерголог, дерматолог.

Возможные проблемы пациента:

· Нарушение питания.

· Нарушение целостности кожи, слизистых.

· Дискомфорт из-за зуда.

· Нарушение сна.

· Высокий риск присоединения вторичной инфекции.

· Психоэмоциональная лабильность.

· Высокий риск развития аллергических заболеваний.

Возможные проблемы родителей:

· Дефицит информации о заболевании.

· Трудность в создании и поддержании гипоаллергенного быта

· Организация и обеспечение ребенка гипоаллергенной диетой.

· Чувство бессилия и вины.

· Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

· Ошибки воспитания (потворствующая гиперопека).

Сестринские вмешательства:

1. Помочь родителям увидеть перспективу развития здорового ребенка, восполнить дефицит знаний о заболевании и прогнозе.

2. Объяснить необходимость создания гипоаллергенной обстановки в доме, убрать накопители домашней пыли.

3. Убедить родителей с осторожностью применять лекарственные препараты при любых заболеваниях ребенка.

4. Во время проведения местного лечения избегать воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды и контактов с возможными аллергенами.

5. Отвлекать ребенка от расчесывания кожи, чаще брать его на руки, заниматься с ним играми, подбирать по возрасту игрушки.

6. Научить родителей накладывать мази, отмачивать себорейные корочки.

7. Рекомендовать родителям ежедневное купание ребенка с добавлением настоев из трав.

8. С осторожностью относиться к применению моющих средств, стиральных порошков, лосьонов, кремов.

9. Посоветовать родителям стирать детское белье без использования СМС.

10. Обучить родителей основным принципам гипоаллергенной диеты, технологии приготовления блюд, правилам ведения «пищевого дневника»:

Примерная схема заполнения «пищевого дневника».

  Время приема пищи

  Продукты (какие, сколько)  

  Симптомы со стороны кожи

  Изменение характера стула

  Нарушение общего состояния

  1. Посоветовать родителям периодически проводить профилактику дисбактериоза кисломолочными смесями или эубиотиками в течение 3-4 недель.

  2. Оградить ребенка от резких колебаний температуры и большой влажности. Проводить закаливающие мероприятия, массаж, гимнастику, длительные прогулки на свежем воздухе, порекомендовать осторожно ввести солнечные и морские ванны.

  3. Своевременно санировать очаги хронической инфекции всем членам семьи.

  4. Разъяснить родителям необходимость своевременного проведения вакцинопрофилактики по индивидуальному календарю с предварительной подготовкой ребенка (до и после прививки в течение 10 дней строго соблюдать гипоаллергенную диету и проводить курсы антигистаминных препаратов). Не планировать вакцинацию в жаркое время года, учитывать биоритмы, т.е. делать прививки в утренние часы.

  5. Рекомендовать родителям регулярное наблюдение за ребенком врачом-педиатром, иммунологом, аллергологом и другими специалистами по показаниям.

Профилактика.

1. Антенатальная:

· Выявлять при выполнении патронажа беременных женщин с отягощенным аллергическим анамнезом

· Рациональное питание беременной женщины, не злоупотреблять приемом лекарственных препаратов.

· Избегать стрессовых ситуаций во время беременности, отказаться от вредных привычек.

· Своевременное выявление и лечение токсикозов и заболеваний у беременной женщины.

2. Постнатальная:

· Максимальная длительность грудного вскармливания.

· Рациональное питание кормящей матери и ребенка с исключением пищевых аллергенов.

· Избегать контакта с возможными аллергенами.

· Проводить закаливание ребенка, длительные прогулки на свежем воздухе.

· Проводить лекарственную терапию только по назначению врача.

· Создать в доме гипоаллергенный быт.

· Постоянно вести «пищевой дневник» для выявления значимых аллергенов и их устранения.

· Регулярно санировать очаги хронической инфекции.

· Своевременно проводить лечение дисбактериоза.

Диспансерное наблюдениепроводится врачом-педиатром не менее 2-х лет с момента обострения, при необходимости консультируют иммунолог, аллерголог, дерматолог.

Возможные проблемы пациента:

· Нарушение питания.

· Нарушение целостности кожи, слизистых.

· Дискомфорт из-за зуда.

· Нарушение сна.

· Высокий риск присоединения вторичной инфекции.

· Психоэмоциональная лабильность.

· Высокий риск развития аллергических заболеваний.

Возможные проблемы родителей:

· Дефицит информации о заболевании.

· Трудность в создании и поддержании гипоаллергенного быта

· Организация и обеспечение ребенка гипоаллергенной диетой.

· Чувство бессилия и вины.

· Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

· Ошибки воспитания (потворствующая гиперопека).

Сестринские вмешательства:

1. Помочь родителям увидеть перспективу развития здорового ребенка, восполнить дефицит знаний о заболевании и прогнозе.

2. Объяснить необходимость создания гипоаллергенной обстановки в доме, убрать накопители домашней пыли.

3. Убедить родителей с осторожностью применять лекарственные препараты при любых заболеваниях ребенка.

4. Во время проведения местного лечения избегать воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды и контактов с возможными аллергенами.

5. Отвлекать ребенка от расчесывания кожи, чаще брать его на руки, заниматься с ним играми, подбирать по возрасту игрушки.

6. Научить родителей накладывать мази, отмачивать себорейные корочки.

7. Рекомендовать родителям ежедневное купание ребенка с добавлением настоев из трав.

8. С осторожностью относиться к применению моющих средств, стиральных порошков, лосьонов, кремов.

9. Посоветовать родителям стирать детское белье без использования СМС.

10. Обучить родителей основным принципам гипоаллергенной диеты, технологии приготовления блюд, правилам ведения «пищевого дневника»:

Примерная схема заполнения «пищевого дневника».

Время приема пищи Продукты
(какие, сколько)
Симптомы со стороны кожи Изменение характера стула Нарушение общего состояния
  1. Посоветовать родителям периодически проводить профилактику дисбактериоза кисломолочными смесями или эубиотиками в течение 3-4 недель.
  2. Оградить ребенка от резких колебаний температуры и большой влажности. Проводить закаливающие мероприятия, массаж, гимнастику, длительные прогулки на свежем воздухе, порекомендовать осторожно ввести солнечные и морские ванны.
  3. Своевременно санировать очаги хронической инфекции всем членам семьи.
  4. Разъяснить родителям необходимость своевременного проведения вакцинопрофилактики по индивидуальному календарю с предварительной подготовкой ребенка (до и после прививки в течение 10 дней строго соблюдать гипоаллергенную диету и проводить курсы антигистаминных препаратов). Не планировать вакцинацию в жаркое время года, учитывать биоритмы, т.е. делать прививки в утренние часы.
  5. Рекомендовать родителям регулярное наблюдение за ребенком врачом-педиатром, иммунологом, аллергологом и другими специалистами по показаниям.

Контрольные вопросы:

1. Что такое конституция человека?

2. Что такое диатез?

3. Какие выделяют виды диатезов?

4. Что такое экссудативно-катаральный диатез?

5. Какие причины и факторы риска развития ЭКД?

6. Каков механизм патологического процесса при ЭКД?

7. Какие основные клинические симптомы при ЭКД?

8. Какие принципы лечения диатеза?

9. Какое местное лечение может применяться при диатезе?

10. Какие осложнения могут развиться при диатезе?

11. Какие особенности диеты при атопическом дерматите?

12. Какие особенности гипоаллергенного быта?

13. Каков прогноз заболевания?

14. Какая профилактика должна проводиться при заболевании?

15. В чем заключаются особенности вакцинопрофилактики ребенка с диатезом?

Источники информации:

· Учебник Святкиной К.А., стр. 117-120.

· Учебник Ежовой Н.В., стр. 212-217.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.287-302.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 43-54.

Опорный конспект лекции по теме:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Пример готового реферата по предмету: Медицина

Оглавление

Глава

1. Современные представления об атопическом дерматите. 4

Глава

2. Особенности сестринского ухода за детьми, страдающими атопическим дерматитом. 8

Заключение 11

Список литературы 12

Содержание

Выдержка из текста

Рациональный уход за кожей. Сестринские действия: проведение беседы о значении лечебной косметики, обучение, как правильно её использовать. Базисная терапия включает уход за пострадавшей кожей. Для компенсации защитной функции кожи регулярно используют смягчающие и увлажняющие средства. Выбор наружной терапии определяется не столько тяжестью кожного процесса, сколько характером воспаления. При экссудативной форме применяют примочки с чаем, пасты с низким процентным содержанием основного вещества (не более 2%) — борно-нафталановая, эритромициновая (5−7 дней).

На зоны мокнутия и кожные складки наносят спрей, содержащий медь и цинк. Затем переходят на местные стероидные препараты, желательно в форме крема, а не мази, так как мази содержат большой процент ланолина, создающего «парниковый» эффект (эффект пленки).

Они используются 7−10 дней с последующим переходом на индифферентные мази или кремы (элидел, эмольянт, трикзера, стелатрия и др.).

Кожа ребенка после перенесенного воспалительного процесса всегда имеет выраженную сухость, шелушение и трещины. К базовой наружной терапии добавляют смягчающие кремы (топикрем, эмольянт, трикзера).

Необходимо отметить, что детям, страдающим АтД, нельзя запрещать купания. Важно только соблюдать определённые условия: не использовать горячую воду для душа и /или ванны, водные процедуры должны быть кратковременными (5−10 мин) с использованием тёплой воды (32−35°С).

Во время купания запрещается растирание кожи, использование мочалки. По окончании процедуры — кожу не рекомендуется вытирать досуха, достаточно промокнуть её простынёй или полотенцем. После купания рекомендовано использование увлажняющих смягчающих средств. Одежда, нательное и постельное белье должны быть просторными и из хлопчатобумажной ткани. .

V Этап. Оценка эффективности сестринского ухода. Заключается в улучшении состояния ребёнка. Таким образом, роль медицинского персонала в уходе за детьми, страдающими АтД, крайне велика и заключается не только в купировании уже имеющихся симптомов заболевания, но и профилактике последующих рецидивов. ЗаключениеАктуальность проблемы атопического дерматита в педиатрической практике не вызывает сомнений, т.к. распространённость данной патологии в динамике последних лет, несмотря на использование самых современных препаратов не становится ниже. Процесс выздоровления пациентов с атопическими заболеваниями во многом зависит от действий медицинского персонала и родителей больного ребёнка. Поэтому роль медицинской сестры в уходе за детьми с данной патологией не вызывает сомнений, при она должна не только осуществлять контроль за соблюдением врачебных назначений и выполнять соответствующие рекомендации, но и в первую очередь выступать в роли учителя, объясняя родителям особенности ухода за кожей, питанием, психологически поддерживать ребёнка и его родителей, настраивая на борьбу с заболеванием и дальнейшее выздоровление.

ВыводыАтопический дерматит представляет собой хроническое аллергическое воспалительное заболевание кожи, сопровождающееся зудом, возрастной морфологией высыпаний и стадийностью. Данное заболевание относят к многофакторным с полигенной предрасположенностью. Выделяют 3 стадии — младенческая, детская, подростковая, каждая из которых имеет свои особенности клинической картины. Особенности сестринского ухода при АтД заключаются в обучении родителей и ребенка особенностям питания, ухода за кожей, созданию гипоаллергенного быта. Список литературыАллергия у детей: от теории к практике:/под ред. Л.С. Намазовой-Барановой.-М.: союз педиатров России, 2010−2011.-668с.Аллергология и иммунология. национальное руководство/Под ред. р.м. Хаитова. М.: Гэотар-медиа, 2009. — C. 436−456.Галямова Ю.А., Чернышева М.П. Распространенность атопического дерматита среди детей российской федерации//Вопросы современной педиатрии.- 2009.- № 2.- C. 122−123.Общий уход за детьми: учебное пособие. Запруднов А.М., Григорьев К.И. 4-е изд., перераб. и доп. 2013. — 416 с. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие. Корягина Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. — 464 с. Основы сестринского дела: учебник. Спринц А.М. 2009. — 460 с. Bieber T. Atopic dermatitis//N. Engl. J. Med. -2008. -Vol. 358.- № 14.- P. 1483−1494.

Список литературы

1. Аллергия у детей: от теории к практике:/под ред. Л.С. Намазовой-Барановой.-М.: союз педиатров России, 2010−2011.-668с.

2. Аллергология и иммунология. национальное руководство/Под ред. р.м. Хаитова. М.: Гэотар-медиа, 2009. — C. 436−456.

3. Галямова Ю.А., Чернышева М.П. Распространенность атопического дерматита среди детей российской федерации//Вопросы современной педиатрии.- 2009.- № 2.- C. 122−123.

4. Общий уход за детьми: учебное пособие. Запруднов А.М., Григорьев К.И. 4-е изд., перераб. и доп. 2013. — 416 с.

5. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие. Корягина Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. — 464 с.

6. Основы сестринского дела: учебник. Спринц А.М. 2009. — 460 с.

7. Bieber T. Atopic dermatitis//N. Engl. J. Med. -2008. -Vol. 358.- № 14.- P. 1483−1494.

список литературы

Сестринский процесс при атопическом дерматите.

Возможные проблемы пациента:

· Нарушение целостности кожи, слизистых.

· Дискомфорт из-за зуда.

· Высокий риск присоединения вторичной инфекции.

· Высокий риск развития аллергических заболеваний.

Возможные проблемы родителей:

· Дефицит информации о заболевании.

· Трудность в создании и поддержании гипоаллергенного быта

· Организация и обеспечение ребенка гипоаллергенной диетой.

· Чувство бессилия и вины.

· Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

· Ошибки воспитания (потворствующая гиперопека).

1. Помочь родителям увидеть перспективу развития здорового ребенка, восполнить дефицит знаний о заболевании и прогнозе.

2. Объяснить необходимость создания гипоаллергенной обстановки в доме, убрать накопители домашней пыли.

3. Убедить родителей с осторожностью применять лекарственные препараты при любых заболеваниях ребенка.

4. Во время проведения местного лечения избегать воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды и контактов с возможными аллергенами.

5. Отвлекать ребенка от расчесывания кожи, чаще брать его на руки, заниматься с ним играми, подбирать по возрасту игрушки.

6. Научить родителей накладывать мази, отмачивать себорейные корочки.

7. Рекомендовать родителям ежедневное купание ребенка с добавлением настоев из трав.

8. С осторожностью относиться к применению моющих средств, стиральных порошков, лосьонов, кремов.

9. Посоветовать родителям стирать детское белье без использования СМС.

10. Обучить родителей основным принципам гипоаллергенной диеты, технологии приготовления блюд, правилам ведения «пищевого дневника»:

Примерная схема заполнения «пищевого дневника».

1. Что такое конституция человека?

2. Что такое диатез?

3. Какие выделяют виды диатезов?

4. Что такое экссудативно-катаральный диатез?

5. Какие причины и факторы риска развития ЭКД?

6. Каков механизм патологического процесса при ЭКД?

7. Какие основные клинические симптомы при ЭКД?

8. Какие принципы лечения диатеза?

9. Какое местное лечение может применяться при диатезе?

10. Какие осложнения могут развиться при диатезе?

11. Какие особенности диеты при атопическом дерматите?

12. Какие особенности гипоаллергенного быта?

13. Каков прогноз заболевания?

14. Какая профилактика должна проводиться при заболевании?

15. В чем заключаются особенности вакцинопрофилактики ребенка с диатезом?

· Учебник Святкиной К.А., стр. 117-120.

· Учебник Ежовой Н.В., стр. 212-217.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.287-302.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 43-54.

Опорный конспект лекции по теме:

Сестринский процесс при атопическом дерматите.

Возможные проблемы пациента:

· Нарушение целостности кожи, слизистых.

· Дискомфорт из-за зуда.

· Высокий риск присоединения вторичной инфекции.

· Высокий риск развития аллергических заболеваний.

Возможные проблемы родителей:

· Дефицит информации о заболевании.

· Трудность в создании и поддержании гипоаллергенного быта

· Организация и обеспечение ребенка гипоаллергенной диетой.

· Чувство бессилия и вины.

· Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

· Ошибки воспитания (потворствующая гиперопека).

1. Помочь родителям увидеть перспективу развития здорового ребенка, восполнить дефицит знаний о заболевании и прогнозе.

2. Объяснить необходимость создания гипоаллергенной обстановки в доме, убрать накопители домашней пыли.

3. Убедить родителей с осторожностью применять лекарственные препараты при любых заболеваниях ребенка.

4. Во время проведения местного лечения избегать воздействия на ребенка неблагоприятных факторов внешней среды и контактов с возможными аллергенами.

5. Отвлекать ребенка от расчесывания кожи, чаще брать его на руки, заниматься с ним играми, подбирать по возрасту игрушки.

6. Научить родителей накладывать мази, отмачивать себорейные корочки.

7. Рекомендовать родителям ежедневное купание ребенка с добавлением настоев из трав.

8. С осторожностью относиться к применению моющих средств, стиральных порошков, лосьонов, кремов.

9. Посоветовать родителям стирать детское белье без использования СМС.

10. Обучить родителей основным принципам гипоаллергенной диеты, технологии приготовления блюд, правилам ведения «пищевого дневника»:

Примерная схема заполнения «пищевого дневника».

1. Что такое конституция человека?

2. Что такое диатез?

3. Какие выделяют виды диатезов?

4. Что такое экссудативно-катаральный диатез?

5. Какие причины и факторы риска развития ЭКД?

6. Каков механизм патологического процесса при ЭКД?

7. Какие основные клинические симптомы при ЭКД?

8. Какие принципы лечения диатеза?

9. Какое местное лечение может применяться при диатезе?

10. Какие осложнения могут развиться при диатезе?

11. Какие особенности диеты при атопическом дерматите?

12. Какие особенности гипоаллергенного быта?

13. Каков прогноз заболевания?

14. Какая профилактика должна проводиться при заболевании?

15. В чем заключаются особенности вакцинопрофилактики ребенка с диатезом?

· Учебник Святкиной К.А., стр. 117-120.

· Учебник Ежовой Н.В., стр. 212-217.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр.287-302.

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр. 43-54.

Опорный конспект лекции по теме:

Сестринский процесс при атопическом дерматите

Информация о заболевании. Атопический дерматит (АтД) — хроническое рецидивирующее аллергическое воспалительное заболевание кожи. Начинается в 60 % случаев на первом году жизни. АтД часто предшествует развитию бронхиальной астмы у детей.

Аллергены. Наибольшее значение в детском возрасте имеют аллергены неинфекционного происхождения пища, лекарства и химические вещества. Основной причиной развития АтД у детей первого года жизни являются пищевые аллергены. Причинно-значимым аллергеном может быть любой пищевой продукт, но есть пищевые продукты, обладающие наиболее высокой сенсибилизирующей активностью и вызывающие аллергические реакции у большинства больных детей. Роль различных аллергенов неодинакова и зависит от возраста ребенка. У детей первых лет жизни чаше всего аллергические реакции появляются при употреблении молока, яиц, пищевых злаков, сои. рыбы.

Причинно-значимые аллергены (пищевые продукты):

Со средней степенью аллергенности: свинина, говядина, мясо индейки; гречневая и овсяная крупа, рис; горох, бобы, соя; кукуруза; картофель, капуста, перец красный; абрикосы, персики, бананы, клюква, черника, брусника, черная смородина.

С низкой степенью аллергенности: конина, мясо кролика, тощая баранина; перловка, пшено; кабачки, патиссоны, тыква светлой окраски, репа, огурцы, арбуз; зеленые сорта яблок, белая смородина, крыжовник, слива, белая черешня.

Триггеры (факторы, вызывающие обострение): резкие изменения климатических условий; высокие значения температуры и влажности; химические раздражающие вещества: средства для стирки, уборки помещений; мыла; лосьоны с отдушкой и др.; физические раздражающие факторы: расчесывание, потение, синтетическая одежда; пища, оказывающая раздражающий эффект (острая, кислая): инфекция; психосоциальные стрессы: хронические заболевания.

Современные методы диагностики:

Радиоаллергосорбентный тест — выявление аэроаллергенов.

Принципы лечения. При лечении требуются усилия не только педиатра, но и аллерголога, дерматолога, диетолога, гастроэнтеролога, отоларинголога, а также настойчивость и терпение самих родителей, полное доверие между родителями, врачами и медицинской сестрой.

I. Диетотерапия: должна обеспечивать физиологические потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах, энергии, витаминах. минеральных веществах, микроэлементах.

Назначается в два этапа.

Первый этап: до проведения аллергологического исследования: назначается неспецифическая гипоаллергенная диета с исключением из рациона наиболее вероятных аллергенов: режим питания.

Суточный объем и качественный состав пищевого рациона должен соответствовать возрасту ребенка.

Второй этап после получения результатов обследования: дополнительная коррекция пищевого рациона с целью элиминации (исключения) причинно-значимых аллергенов.

Прикормы: 1-й вводится с 4,5-5 мес. — это монокомпонентное овощное пюре из кабачков, белокочанной капусты, патиссонов, цветной капусты, брокколи, тыквы светлоокрашенной и других овощей зеленой и белой окраски. К овощному пюре добавляется растительное масло (оливковое, кукурузное, подсолнечное): 2-й вводится с 5.5-6.0 мес. в виде безмолочной каши из гречневой, кукурузной, рисовой, ячневой, овсяной крупы. Каши разводятся водой или получаемыми молочными смесями. Кашу давать 1 раз в день, и каждый раз из разной крупы: с 5.5-6.0 мес. вводится мясное пюре из дважды вываренного мяса (говядина); 3-й вводится с 8-9 мес. в виде второго овощного пюре или овошекрупяного блюда (кабачки с рисовой крупой, цветная капуста с гречкой). Мясной бульон противопоказан. Супы лучше готовить вегетарианские. Соки только из зеленых сортов яблок.

Диетотерапия у детей старше I года: из рациона исключаются причинно-значимые аллергены и назначается индивидуальная элиминационная диета — безмолочная, беззлаковая, без яиц и т. д.

II. Создание гипоаллергенного быта.

Установлено, что бытовые, эпидермальные. пыльцевые и другие аллергены окружающей среды играют определенную роль в развитии обострений и хронизации АтД. Поэтому необходимо:

— максимально разгрузить комнату (квартиру) от лишних вещей. особенно собирающих пыль:

— ежедневно проводить влажную уборку: использовать воздухоочистители, тщательно проветривать квартиру, следить за свежестью воздуха в ночное время;

— не держать комнатные растения, домашних животных и птиц, шкуры животных:

— использовать специальные противоаллергенные постельные принадлежности, одеяла, подушки, матрацы:

— не допускать контакта ребенка с бытовой химией; веществами с резким запахом (косметика, духи, дезодоранты и т. д.);

— исключить пассивное курение ребенка.

IV. Наружная (местная) терапия для восстановления эпидермиса. устранения субъективных ощущений и воспалительной реакции кожи. лечения и профилактики вторичной инфекции: примочки, эмульсии. лосьоны, болтушки, пасты, кремы, присыпки, мази. гели.

— Прогноз. Полное клиническое выздоровление наступает у 17- 30 % больных детей.

— Неблагоприятный прогноз на выздоровление имеют дети, у которых АтД развился в возрасте 1 -3 мес. жизни; дети с АтД в сочетании с бронхиальной астмой.

Показания к госпитализации. Обострение АтД с нарушением общего состояния; распространенный кожный процесс, сопровождающийся вторичным инфицированием; рецидивирующие кожные инфекции; неэффективность стандартной противовоспалительной терапии.

Этапы сестринского процесса при атопическом дерматите:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования. Характерные жалобы: беспокойство, нарушение сна, нарушение аппетита, кожный зуд, сухость. шелушение, различные высыпания, отеки, локальные или распространенные. гиперемия на коже: упорные опрелости (у детей первых месяцев жизни).

История (анамнез) заболевания: начало острое или постепенное, чаше в грудном возрасте.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска, наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников.

Объективные методы обследования:

Результаты методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): общий анализ крови — эозинофилия, лейкоцитоз, лимфоцитоз; скарификационные кожные пробы — выявляются причинно-значимые аллергены.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные аллергигеским воспалением кожи и слизистых оболочек. Кожный зуд. Патологические изменения на коже (отек, гиперемия, мокнутие или сухость, высыпания). Обильные слизистые выделения из носа. Неустойчивый стул, метеоризм.

Возможные потенциальные проблемы: прогрессирование заболевания в более тяжелое течение; риск вторичного инфицирования.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому».

Цель ухода: способствовать улучшению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.

Сестринский процесс при атопическом дерматите представлен в таблице.

Сестринский процесс при атопическом дерматите

Расширение знании о заболевании. Обеспечение качества ухода за больным ребенком

Провести обучение мамы: правилам ведения «Пищевого дневника»; уходу за кожей;использованию увлажняющих средств, мазей, кремов, примочек, присыпок, методам ограничения контакта больного ребенка с неблагоприятными факторами внешней среды

— расширение знаний о заболевании;

— формирование навыков ухода за ребенком;

— обеспечение качества ухода за больным ребенком;

— удовлетворение физиологической потребности быть чистым;

— уменьшение сухости кожи;

— профилактика вторичного инфицирования;

— выявление причинно-значимых аллергенов;

— противовоспалительная терапия, профилактика инфицирования кожи

— контроль и коррекция лечебных мероприятий;

— оценка эффективности проводимого лечения;

— своевременное выявление осложнений;

5 этап. Оценка эффективности ухода.

При правильной организации сестринского ухода наступает улучшение общего состояния ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *